Агротрейдинг

Аграрный онлайн-трейдинг, конечно, существует, но напоминает доски объявлений на остановках общественного транспорта. Желающий продать сообщает об этом интернету, желающие купить обращаются к продавцу по указанным контактам. Полноценные агротрейдинговые площадки, оснащенные приветственными сервисами и организующие торгово-закупочную деятельность крупных игроков, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Уникальная ситуация сложилась с оптовой торговлей сельхозпродукцией. Офлайн она процветает, онлайн-площадки практически отсутствуют. И это в эпоху тотального внедрения интернет-решений во всех сферах экономики. Рыночная ниша явно находится в состоянии низкого старта. «агроэксперт» решил разобраться в деталях и оценить перспективы.

Аграрный онлайн-трейдинг, конечно, существует, но напоминает доски объявлений на остановках общественного транспорта. Желающий продать сообщает об этом интернету, желающие купить обращаются к продавцу по указанным контактам. Полноценные агротрейдинговые площадки, оснащенные приветственными сервисами и организующие торгово-закупочную деятельность крупных игроков, можно пересчитать по пальцам одной руки. Крупнейшая из них (а некоторые эксперты утверждают, что и единственная «правильная») – Prod.Center.

Электронная торговая система начала работать в 2016 году, позиционирует себя как площадка для производителей, переработчиков и ретейла. В торговых операциях участвуют, по оценке самого оператора, больше половины компаний отрасли. Покупают и продают оптовые партии свинины, говядины, птицы, рыбы, молочных продуктов, зерна, овощей и фруктов. Площадка развивается. 

Например, сейчас в разработке модуль проведения торгов и сбыта продукции с так называемых «незаходных» судов, плавающих рыбных фабрик. Доход площадка получает в виде комиссии от объема фактически заключенных контрактов и взимает ее только с организатора торгов. Базовый тариф – 0,25%. Также берется плата за подключение к системе. При этом электронная торговая площадка обещает повышение эффективности за счет расширения рынков сбыта и более эффективных закупок, повышения динамики заключения сделок и отсутствия коррупционной составляющей.

Сервисы агротрейдинговой онлайн-площадки

  1. Аукцион на покупку/продажу на повышение/понижение с результирующим протоколом торгов
  2. Организация торгов/Участие«в один клик»
  3. Закрытые/открытые торги
  4. Модерация участников организатором торгов
  5. Проверка контрагентов (интеграция с официальными источниками данных о компании, ее владельцах, аффилированных структурах, судебных разбирательствах и т. п.)
  6. Билинг предоплатная/кредитная система оплаты
  7. Личный кабинет администратора (модерация контрагентов, статистика, управление пользователями, информационные рассылки и т. п.)
  8. Личный кабинет пользователя
  9. Доска объявлений
  10. Новости рынка
  11. Аналитика цен по совершенным сделкам

Рейтинг для своих

Торговля на рассматриваемой площадке проводится по классической аукционной модели. При этом возможно автоматическое определение нескольких победителей на одну позицию товара с пропорциональным распределением объема с учетом последних ставок. Также есть возможность организовать конкурентную борьбу за партию товара лота, а не целый лот. Участвовать в торгах можно практически моментально после аккредитации. Компаниям присваивается «рейтинг надежности», который виден всем участникам. 

Он определяется исходя из соблюдения условий торгов (качество товара, соблюдение сроков и заявленных условий поставки и т. п.), «лайков» со стороны других участников, отраслевых союзов и партнеров проекта, а также информации от судебных и налоговых органов, Россельхознадзора. Рейтинг оценок формируется по международным правилам: от ААА (рекомендуемый контрагент) до B – «неблагонадежный контрагент». Компании, нарушающие условия договора с трейдером, дисквалифицируются.

Схема работы площадки

  • Покупатель размещает заявку на покупку продуктов питания. Продавец размещает предложение о продаже продуктов питания. Каждая заявка и предложение имеют детальное параметризированное описание.
  • Платформа соединяет заявку и предложение между собой. Используется механизм совмещения и сопоставления заявок и предложений.
  • Сделка проходит под контролем платформы до полного исполнения всех обязательств. Все оплаты, статусы, документы проходят через платформу.

На «пятерочку»

АГРО24, проект основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева, с первого дня заявил о своих масштабных амбициях. На площадке можно найти практически все, что продается в продуктовых магазинах планеты. Онлайн-биржа равно открыта как для крупных производителей, так и для индивидуальных предпринимателей. В проект Рогачев (вместе с неназванным партнером) вложил 20 млн долл. 

«Мы поняли, что рынок продовольствия, самый крупный из отраслевых, не оцифрован: на входе можно купить только биржевые товары, на выходе есть компании вроде «Утконоса», а купить в интернете контейнер Coca-Cola или тонну курятины практически невозможно», — объяснял свою инвестицию основатель площадки в интервью русскому Forbes.

Российский рынок продуктов питания на тот момент оценивался в 300 млрд долл., тогда как мировой – в 8 трлн долл. Именно на эту «вилку» новый интернет-ресурс и нацелился. И, как утверждают его эксперты, дела пошли хорошо. «Сегодня мы соединяем 8 миллионов производителей по всему миру, обеспечивая гарантированное проведение сделок, отслеживание качества продуктов питания и источника их происхождения», – говорят они. В системе можно купить и продать продукты питания оптом, получить рекомендацию по цене, продвинуть свой товар, провести аукцион. Тут есть детализированный каталог и, конечно, рейтинг производителей.

Торговля осуществляется в режиме реального времени. Платформа имеет собственный расчетный центр с возможностью круглосуточных торгов и fintech API. Бонус для пользователей – возможность «перехватить денег» для оплаты сделки. С этим помогают банки – партнеры площадки. Сам трейдер зарабатывает сразу несколькими способами. Для начала с участниками торгов заключается агентский договор. Выступая фактически в роли коммерческого представителя разных сторон сделки, площадка получает вознаграждение за исполнение поручений.

Есть и дополнительные платные сервисы, среди которых перемещение заявок в топовые позиции, детализированная аналитика, доступ к статистике и расширенным параметрам поиска. По одному виду продукции может быть задано до 50 различных платных фильтров.

Сельскохозяйский агро трейдинг

Рыба в цифре

Торговая площадка YORSO – единственный российский маркетплейс, специализирующийся исключительно на рыбе и морепродуктах. Сама себя компания называет онлайн-платформой, «направленной на цифровую трансформацию международных B2B-поставок» этой категории продукции. Открытой информации об этой площадке не так много, что связано с закрытостью некоторых аспектов работы отрасли в принципе. Известно, что YORSO «вырос» в акселераторе одного из крупнейших российских госбанков. Видимо, отсюда и желание «изменить мир».

В компании говорят, что они автоматизируют маркетинг, продажи и логистику, сокращая количество посредников, что влияет на конечную прибыль и поставщиков, и покупателей. На площадке действует маркетплейс 24/7, организуются аукционы, есть сервисы аналитики и управления заказами, профильная CRM-система, мобильное приложение. Компания представлена на европейском и американском рынках. О ее перспективах можно будет говорить тогда, когда будет открыт общий доступ к площадке и сделаны публичными процедуры сделок и рейтингования участников.

Выводы

Хотя приведены не все примеры попыток обосноваться в российском онлайн-агротрейдинге, можно утверждать: пока для инвесторов эта ниша – terra incognita. В таких случаях потенциальные инвесторы предпочитают вести разговор с уже раскрученными площадками либо вовсе занимать выжидательную позицию. «В России пока нет развитой системы электронной оптовой торговли продукцией стандартизированного качества, – считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. – Через интернет-площадки, например, продается всего 1–2% российской рыбы. Площадка, которая дает информацию, в каком регионе и по какой цене есть товар, для крупного бизнеса может стать дополнительной опцией. И основной для среднего и мелкого бизнеса». 

В стране пока сложно наладить торговлю продовольствием как биржевым товаром, поскольку основная его часть не стандартизирована. Все только начинается. И процессы идут болезненно, как в случае, например, с маркированием молочной продукции. Поэтому в ближайшее время этот рынок вряд ли станет жестко конкурентным, как и высокомаржинальным. Зато здесь простор для стартапов, использующих нестандартные подходы и решения, – от IT до имиджевых. По сути, ниша ждет своего Билла Гейтса или Тинькова, которым пока точно есть где развернуться.

Автор текста: Семён Карпов

Цифровое сельское хозяйство. Digital Agriculture